По нарушению пожарной безопасности

Штрафы за нарушение пожарной безопасности

По нарушению пожарной безопасности

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке Государственный пожарный надзор обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третьей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа Государственного пожарного надзора также является обязательным условием для проверки.

Часто встречающиеся нарушения правил пожарной безопасности

• отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;

• отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;

• отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;

• отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;

• отсутствие или неисправность системы дымоудаления;

• заужение ширины эвакуационных коридоров; проходов;

• заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;

• заужение ширины лестничных маршей и площадок;

• отсутствие второго эвакуационного выхода;

• отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;

• наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;

• эвакуационные выходы не рассредоточены;

• загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;

• отделка путей эвакуации горючими материалами;

• нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах; в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте.

В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке; установленном законодательством; как в отношении юридического; так и физического лица; допустившего нарушения.

Таблица штрафов за нарушение пожарной безопасности

СтатьяФизические лицаДолжностные лицаИПЮридические лица
ч.1 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 – 8 настоящей статьи.Предупр., штраф: 1000 – 1500 руб.Предупр., штраф: 6000 – 15000 руб.Предупр., штраф: 6000 – 15000 руб.Предупр., штраф: 150000 – 200000 руб.
ч.2 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Те же действия (см. ч.1 ст.20.4) в условиях противопожарного режима.штраф: 2000 – 4000 руб.штраф: 15000 – 30000 руб.штраф: 15000 – 30000 руб.штраф: 400000 – 500000 руб.
ч.3 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.штраф: 2000 – 3000 руб.штраф: 6000-15000 руб.штраф: 20000 – 30000 руб.штраф: 150000 – 200000 руб.
ч.4 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.штраф: 3000 – 4000 руб.штраф: 15000-20000 руб.штраф: 30000 – 40000 руб.штраф: 150000 – 200000 руб.
ч.5 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.штраф: 4000 – 5000 руб.штраф: 20000 – 30000 руб.штраф: 40000 – 50000 руб., приостановка до 90 сутокштраф: 200000 – 400000 руб., приостановка до 90 суток
ч.6 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.штраф: 4000 – 5000 руб.штраф: 40000 – 50000 руб.штраф: 40000 – 50000 руб.штраф: 350000 – 400000 руб.
ч.7 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно.штраф: 15000 – 20000 руб.штраф: 15000 – 20000 руб.штраф: 90000 – 100000 руб.
ч.8 ст.20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.штраф: 1500 – 2000 руб.штраф: 7000 – 10000 руб.штраф: 7000 – 10000 руб.штраф: 120000 – 150000 руб.
ч.12 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор.штраф: 1500 – 2000 руб.штраф: 3000 – 4000 руб.штраф: 3000 – 4000 руб.штраф: 70000 – 80000 руб.
ч.13 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.штраф: 2000 -3000 руб.штраф: 5000 – 6000 руб., дисквалификация до 3-х летштраф: 5000-6000 руб.штраф: 90000 – 100000 руб.
ч.14 ст.19.5 Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 статьи 19.5 КоАП.штраф: 4000 – 5000 руб.штраф: 15000 – 20000 руб., дисквалификация до 3-х летштраф: 15000 – 20000 руб.штраф: 150000 – 200000 руб.
Ст.19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.штраф: 4000 – 5000 рубштраф: 4000 – 5000 руб.

В случае возникновения пожара на объекте налагаются следующие штрафные санкции:

• согласно ч.6 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека): для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 40 000 руб. До 50 000 руб.; для юридических лиц – от 350 000 руб. до 400 000 руб.

• согласно ч.6.1 ст.20.4 (Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека): для юридических лиц – от 600 000 руб. до 1000 000 руб.

Источник: https://www.fire-service.ru/informaciya/informaciya-po-pozharnoj-bezopasnosti/shtrafy-za-narushenie-pozharnoj-bezopasnosti.html

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

По нарушению пожарной безопасности

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории.

Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности.

Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Среди часто встречающихся нарушений правил пожарной безопасности можно назвать:

  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта.

В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте.

В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Таблица: штрафы за нарушение ППБ в 2020 году.

ПравонарушенияФизическое лицоДолжностное лицоЮридическое лицо
1. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор (административный штраф)1 500 р. – 2 000 р.3 000 р. – 4 000 р.70 000 р. – 80 000 р.
2. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания2 000 р. – 3 000 р.5 000 р. – 6 000 р. или дисквалификацию на срок до трех лет90 000 р. – 100 000 р.
3. Повторное совершение административного правонарушения, указанного в п.1 и п.24 000 р. – 5 000 р.15 000 р.– 20 000 р. или дисквалификацию на срок до трех летИП 40 000 р. – 50 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сутокЮЛ 150 000 р. – 200 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
4. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и п.6-82 000 р. – 3 000 р.6 000 р. – 15 000 р.ИП 20 000 р. – 30 000 р.ЮЛ 150 000 р. – 200 000 р.
5. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима2 000 р. – 4 000 р.15 000 р. – 30 000 р.ИП 30 000 р. – 40 000 р.ЮЛ 200 000 р. – 400 000 р.
6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека4 000 р. – 5 000 р.40 000 р. – 50 000 р.350 000 р. – 400 000 р.
7. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человекане предусмотреноне предусмотрено600 000 р. – 1 000 000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
8. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательноне предусмотрено15 000 р. – 20 000 р.90 000 р. – 100 000 р.

Источник: https://www.NFcom.ru/info/pravila-pozharnoi-bezopasnosti/tablitsa-shtrafov-za-narushenie-pravil-pozharnoi-bezopasnosti

Перечень нарушений противопожарного режима

По нарушению пожарной безопасности

Основные нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ

 Каждый руководитель на предприятии отвечает за выполнение требований пожарной безопасности, а так же правил противопожарного режима.

Во избежание грубых нарушений пожарной безопасности руководитель и ответственное лицо выполняющее функции по обеспечению соблюдения требований ПБ обязаны пройти обучение пожарно — технического минимума.

Для тех, кто еще только собирается пройти обучение, мы предлагаем ознакомиться с часто встречающимися нарушениями Правил Противопожарного режима на объектах различных категорий.

В перечень нарушений входит:

Нарушения к режиму, инструкциям, инструктажам.

· Отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаро-взрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.

(ППР РФп.2).

· Лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Отсутствует противопожарный инструктаж и не пройден пожарно-технический минимум.

(ППР РФп.3).

· Не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность.

(ППР РФп.4).

· Не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

(ППР РФп.6).

· Не обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре.

(ППР РФп.7).

· На объекте с массовым пребыванием не обеспечено наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

(ППР РФп.12).

· Места, специально отведенное для курения табака, не обозначены знаками «Место для курения».

(ППР РФп.14).

· Не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (ППР РФп.20).

Нарушения относящиеся к содержанию зданий, помещений.

· Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки).

(ППР РФп.21).

· Не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дым газонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград с инженерными и технологическими коммуникациями.

(ППР РФп.22).

· В подвальном помещении (чердачном помещении) допущено хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (баллонов с горючими газами). (ППР РФп.23а).

· Техническое помещение (чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры) используется для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов. (ППР РФп.23б).

· В подвальном помещении устроена мастерская (иное хозяйственное помещение), при этом нет самостоятельного выхода (выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток).

  (ППР РФп.23г).

· Снята предусмотренная проектной документацией дверь эвакуационного выхода из поэтажных коридоров (холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток), препятствующая распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. (ППР РФп.23д).

· Под лестничным маршем (на лестничных площадках) допускается хранение горючих материалов.

(ППР РФп.23к).

· В производственном (складском) помещении выполнено встроенное помещение из горючих материалов (листового металла).

(ППР РФп.23л).

· Не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц (ограждений на крышах) с составлением соответствующего протокола испытаний.

(ППР РФп.24).

· На объекте с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек.

(ППР РФп.38).

· Не проводятся периодические работы по очистке вентиляционных камер (циклонов, воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта.

(ППР РФп.50).

Нарушения эвакуационных путей и выходов

· Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

(ППР РФп.35).

· На путях эвакуации устроены пороги (раздвижные двери, подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты).

(ППР РФп.36а).

· Загромождены эвакуационные пути различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами. (ППР РФп.36б).

· В тамбуре эвакуационного выхода допускается хранение инвентаря и материалов (устроена вешалка для одежды, гардероб).

(ППР РФп.36в).

· Зафиксированы самозакрывающиеся двери лестничных клеток (коридоров, холлов и тамбуров) в открытом положении. Сняты двери лестничных клеток (коридоров, холлов и тамбуров).

(ППР РФп.36г).

· Изменено направление открывания дверей эвакуационных выходов. (ППР РФп.36ж).

Нарушения эксплуатации электроустановок и электроприборов

· Допущена прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач над горючей кровлей (навесами, открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий).

(ППР РФп.41).

· Допущена эксплуатация электропровода (кабеля) с видимыми нарушениями изоляции.

(ППР РФп.42а).

· Допущено использование розетки (рубильника, других электроустановочных изделий) с повреждениями.

(ППР РФп.42б).

· Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.

(ППР РФп.42в).

· Допущено применение нестандартного (самодельного) электронагревательного прибора.

(ППР РФп.42д).

· Допущено размещение (складирование) в электрощитовых (у электрощитов, у электродвигателей и пусковой аппаратуры) горючих материалов (веществ).

(ППР РФп.42ж).

Нарушения противопожарного водоснабжения.

· Не проведена проверка работоспособности (с составлением соответствующих актов) сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода. 

(ППР РФп.55).

· Не обеспечено исправное состояние пожарных гидрантов.

Не обеспечено утепление пожарных гидрантов в зимнее время.

Не обеспечена очистка от снега и льда пожарных гидрантов.

Не обеспечена доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам.

(ППР РФп.55).

· Не обозначено указателем направление движения к пожарным гидрантам (водоемам).

(ППР РФп.55).

Не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу.

(ППР РФп.57).

Нарушения эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты.

· Не обеспечено исправное состояние автоматических установок пожаротушения (автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов). (ППР РФп.61).

· Не организовано проведение проверки работоспособности (не реже 1 раза в квартал) систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

(ППР РФп.61).

Нарушения комплектации и ведения учета первичных средств пожаротушения.

· Объект не обеспечен огнетушителями по нормам.

·  (ППР РФ п.70, п.478, приложение №1, приложение №2).

· Не обеспечена исправность огнетушителей, установленных на объекте.

(ППР РФп.478).

· Не соблюдаются сроки перезарядки (освидетельствования, своевременной замены) огнетушителей, указанные в их паспортах.

(ППР РФп.70).

· Огнетушители, установленные на объекте, не имеют паспортов и порядковых номеров. (ППР РФп.475).

· Запорно-пусковое устройство огнетушителя не опломбировано одноразовой пломбой.

(ППР РФп.475).

· Не ведётся учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения в специальном журнале.

(ППР РФп.478).

· Производственные и складские помещения не оборудованы пожарными щитами для размещения первичных средств пожаротушения.

(ППР РФп.481, приложение №5)

· Пожарные щиты не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно норм.

(ППР РФп.482, приложение №6)

· Допускается использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара.

Источник: http://xn--80aairftm.xn----9sbafotr6bhe.xn--p1ai/articles/249/

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

По нарушению пожарной безопасности

За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер.

Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.

Ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности на объектах защиты

Начнем издалека: каковы же источники ответственности за несоблюдение требований ПБ?

Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон «О пожарной безопасности»), — это состояние защищенности личности, имущества и общества от пожара. Для сохранения этого состояния в государстве разработаны специальные технические и социальные условия, контролируемые уполномоченными органами.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции, имуществу, зданиям, сооружениям, транспорту, оборудованию) излагаются в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Статья 5 этого документа предусматривает существование на каждом объекте защиты систем обеспечения пожарной безопасности, среди которых:

  • системы предотвращения пожара;
  • системы противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В сфере пожарной безопасности права и обязанности возникают не только у граждан, но также у физических лиц-предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц.

В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, закрепленные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, на уполномоченных должностных лиц организации возлагают организацию производства и содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов для обеспечения пожарной безопасности.

Ответственность же за нарушение требований пожарной безопасности, согласно статье 38 Закона «О пожарной безопасности» возлагается на собственников имущества, его пользователей, ответственных за обеспечение ПБ и должностных лиц организаций в пределах их компетенции.

Нарушение государственного противопожарного режима приводит к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

В рамках дисциплинарной ответственности, согласно трудовому законодательству, работнику грозит замечание, выговор или увольнение.

Минимальная административная ответственность за правонарушения в этой сфере для должностного лица — 6–15 тыс. рублей, предпринимателя — 20–30 тыс. рублей, юридического лица — 150–200 тыс.

рублей, эксперта при проведении аудита ПБ ненадлежащего качества или ложной оценки пожарного риска — 15–20 тыс. рублей, либо дисквалификация от года до 3-х лет.

За халатность в отношении пожарной безопасности, повлекшую причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, в КоАП РФ для юридических лиц предусмотрен штраф от 600 тыс. рублей до 1 млн рублей и приостановление деятельности.

Физические лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, в случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей, согласно статье 291 Уголовного кодекса РФ, могут быть ограничены в свободе, направлены на принудительные работы и лишены свободы до 7 лет с запретом заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

В результате, ответственность за несоблюдение норм пожарной безопасности в организациях затрагивает и интересы предприятия (поскольку допускает существенные штрафы и приостановление деятельности для юридического лица) и интересы его руководителей (предполагает негативные личные имущественные и неимущественные последствия для физических лиц).

Ситуация усугубляется, когда лицо не имеет возможности лично контролировать противопожарный режим, например, принадлежащее на праве собственности помещение сдается во временное пользование организации, к которой лицо не имеет отношения. Как избавить себя от риска ответственности за нарушение ПБ в условиях предоставления недвижимости в аренду? Об этом пойдет речь ниже.

Арендодатель или арендатор: на кого и в каких случаях возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

Отношения, возникающие в условиях предоставления недвижимого имущества в аренду, регулируются Гражданским кодексом РФ. Согласно статье 606, имущество во временное пользование за плату передается от арендодателя нанимателю на основе договора аренды.

По общему правилу, условия этого договора определяются сторонами в индивидуальном порядке. Гражданским кодексом императивно регулируются лишь существенные условия соглашения: его предмет (совокупность информации, позволяющей идентифицировать помещение) и размер арендной платы.

Вопросы же возложения ответственности за пожарную безопасность законодательно в ранг существенных не возведены, соответственно, согласовываются в добровольном порядке.

Принцип свободы договора, применяемый в гражданских правоотношениях, утверждает, что, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой закона, оно определяется обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Таким образом, стороны договора аренды могут, но не обязаны определять субъекта и объем ответственности за пожарную безопасность в договоре.

С точки зрения, арендодателя, безусловно, выгоднее это условие выдвинуть в ранг существенного и закрепить в установленной форме. В такой ситуации положения статьи 38 Закона «О пожарной безопасности»:

«ответственным за нарушение требований пожарной безопасности (…) являются собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом»,

и нормы статьи 5 Технического регламента:

«собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты (…) на законном основании (…) должны в рамках реализации мер пожарной безопасности (…) разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности»

будут читаться через призму договора аренды и перекладывать основную ответственность на арендатора.

Именно он, соответственно, будет обязан обеспечивать полноту и достоверность сведений в декларации пожарной безопасности, и исполнять законные требования государственных инспекторов пожарного надзора.

Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности.

Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности.

Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.

Выявление нарушений требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора

Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.

С 2016 года в России осуществляется реформа контрольно-надзорной деятельности. Она затрагивает, в том числе, и сферу пожарной безопасности.

Реформа акцентирует внимание на профилактике как основном действующем механизме обеспечения противопожарного режима в стране.

Внедрение риск-ориентированного подхода предполагает сокращение проверок субъектов хозяйствования (минимум на 30–50 %) за счет классификации их по уровню риска потенциального причинения вреда.

Риск-ориентированный подход предусматривает определение категории конкретного объекта по заранее установленным критериям и проведение плановых проверок с периодичностью, определенной для каждой категории.

Так, например, для категории высокого риска установлена периодичность один раз в 3 года, а для категории умеренного риска — один раз в 10 лет.

При этом, для объектов низкой категории риска плановые проверки не предусмотрены.

Проведение проверок субъектов хозяйствования регламентировано, в том числе, Административным регламентом исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644. В этом документе определена четкая последовательность действий органов государственной власти при проведении проверки. В частности, закреплены такие полномочия:

  • осуществлять анализ сведений по документам о правообладании объектом защиты;
  • визуально осматривать помещения;
  • отбирать образцы для исследования;
  • опрашивать лиц;
  • истребовать документы;
  • проводить экспертизы.

Окончание проверки ознаменовывается составлением акта. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности проверяющий выдает предписание об устранении нарушений или предписание по устранению несоответствий.

Предписание содержит сведения о правообладателе объекта защиты, перечень установленных нарушений и сроках их устранения.

Невыполнение требований органов государственного пожарного надзора в установленный срок влечет привлечение лиц к ответственности, предусмотренной законом.

Возникает вопрос, как быть, если правообладатель не согласен с результатами проверки? Можно ли их обжаловать и какие последствия это будет иметь?

Обжалование предписания по устранению недостатков, обнаруженных при проверке ПБ в организации: порядок, сроки, приостановление исполнения предписания

Порядок осуществления проверок органами государственного пожарного надзора регламентируется также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Этот документ тщательно регулирует отношения между органами государственного власти и субъектами хозяйствования во избежание нарушения прав последних.

Одним из возможных вариантов поведения юридического лица или предпринимателя в случае несогласия с результатами проверки и, соответственно, предписанием об устранении выявленных нарушений, закон называет возражение.

Порядок реализации этой формы защиты уточнен в Административном регламенте.

Пункты 128 и134 Административного регламента разъясняет, что для обжалования решения органа государственного пожарного надзора, необходимо в течение 15 дней с момента его принятия в письменном виде обратиться, на выбор:

  • к руководителю органа, выдавшего распоряжение о проверке;
  • к руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

Срок рассмотрения такой жалобы — 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается.

Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.

Второй возможный вариант поведения субъекта, несогласного с предписанием — обратиться в суд. Это закреплено, в частности, статьей 219 КоАП РФ. Судебная практика свидетельствует о том, что делать это необходимо в административном порядке.

Срок такого обжалования — 3 месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, т.е. с даты ознакомления с предписанием.

Преимуществом судебного обжалования является возможность суда, согласно части 2 статьи 85 КоАП РФ, приостановить действие оспариваемого решения.

Гарантия положительных результатов проверки состояния пожарной безопасности на объекте — полная готовность к ней. Важно иметь не только необходимую документацию и оборудование, но и обеспечить готовность персонала к правильным действиям в случае возникновения пожара.

Один из возможных вариантов решения этой проблемы — обращение в коммерческую организацию, предоставляющую лицензированные услуги в сфере пожарной безопасности.

Лидерами рынка в этой области являются компании, обеспечивающие комплексную безопасность объекта: они берут на себя ответственность за все процессы, начиная от проектирования систем пожарной охраны, заканчивая их обслуживанием и ремонтом.

Соблюдая закон, мы оберегаем себя от множества негативных последствий. Даже если мы не согласны с логикой установленных правовых положений, их следует исполнять. Законы совершенствуются, и мы — вместе с ними.

Попытки саботажа, как показывает опыт, заканчиваются плачевно.

Поэтому, вместо того, чтобы сгоряча вступать в разбирательства или игнорировать законодательство, следует подумать о том, что мы реально можем сделать для того, чтобы защитить себя и общество от разрушительных пожаров.

Альянс «Комплексная безопасность» работает на российском рынке с 2000 года. За это время компания заработала позитивную репутацию среди многих клиентов крупного, среднего и малого бизнеса. Альянс специализируется на проектировании, монтаже и техническом обслуживании систем противопожарной защиты. Приоритетными направлениями деятельности компании также являются технический аудит, подготовка объектов защиты к взаимодействию с контролирующими органами, тендерное сопровождение объектов, бюджетирование, в том числе, на стадии технико-экономических обоснований.

Источник: https://www.complex-safety.com/stati-o-pozharnoj-bezopasnosti/otvetstvennost-za-narushenie-trebovaniy-pozharnoy-bezopasnosti/

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор — Эльба

По нарушению пожарной безопасности

Предприниматель отвечает за пожарную безопасность в своём помещении и рискует штрафом или запретом работы. Мы уже рассказывали об этом в наших статьях.

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1510/11-narusheniy-pozharnoy-bezopasnosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.